Понедельник, 21.08.2017, 22:33
| RSS

Поболтай с Яшкой

Поиск на сайте

Категории раздела

Птицы [13]
Общие сведения о птицах
Дневные хищные птицы (Falconiformes) [34]
Отряд Дневные хищные птицы (Falconiformes)
Курообразные (Galliformes) [2]
Отряд Курообразные (Galliformes)
Голубеобразные (Columbiformes) [1]
Отряд Голубеобразные (Columbiformes)
Совообразные (Strigiformes) [3]
Отряд Совообразные (Strigiformes)
Дятлообразные (Piciformes) [4]
Отряд Дятлообразные (Piciformes)
Воробьиные (Passeriformes) [71]
Отряд Воробьиные (Passeriformes)
Рассказы о птицах [40]
Самые интересные литературные рассказы про птиц от лучших авторов.
Ракшеобразные (лат. Coraciiformes) [1]
Информация о ракшеобразных
Другие интересные статьи [1]
Статьи на различную тематику.
Мастерская [2]
Делаем полезные вещи для птиц своими руками. Скворечники, кормушки и прочее.
Кукушкообразные (Cuculiformes) [1]
Кукушки

Нас считают

Главная » 2010 » Апрель » 11 » Анатомическое строение певчих птиц (анатомия воробьиных).
16:46
Анатомическое строение певчих птиц (анатомия воробьиных).

Вот и прошла зима. Закончились дожди. На земле появляются цветы. Наступило время пения птиц...»

Радостный птичий хор, разливающийся ранней весной, вдохновивший Соломона на написание строк «Песни песней», с давних пор считается одним из величайших наслаждений, которые нам дарит природа. Огромный концерт из тысяч участников, происходящий на открытом воздухе, доступен каждому, кто отважится выйти из дому при первом проблеске утренней зари.

Подавляющее большинство самых мелодичных и искусных в пении птиц относятся к одной большой группе воробьинообразных  или, более обычно,— воробьиных, но лучше описаны под популярным названием — певчие птицы.

Воробьинообразные — самый большой отряд птиц, к которому относятся более 5 тысяч из 9 тысяч существующих видов, что составляет приблизительно три пятых от 100 миллиардов пернатых на Земле.

В этот отряд входят самые обычные птицы: малиновки, дрозды, зяблики, жаворонки, пересмешники многоголосые, овсянки, ласточки, воробьи, сойки, тираны, вороны.

Есть в этом отряде и крупные экзотические представители земного шара — павлиньи лирохвосты из Австралии, сверкающие солнечные птицы Африки и Азии, нектарницы из Гавай и райские птицы, внушающие благоговение европейцам, впервые увидевшим их пышное оперение.

Большинство воробьиных — маленькие птички от 12 до 25 см длиной. Но некоторые распространенные певчие птицы, такие, как крапивники, часто меньше 10 см, а несколько тропических разновидностей — не более 7,5 см.

Ворон же имеет длину 61 см, лирохвост — свыше 90 см от кончика клюва до конца хвоста, похожего на шлейф.

Все эти птицы наземные и живут на всех материках, кроме Антарктики. Они лучше, чем другие отряды птиц, приспособлены к любой окружающей среде. Дальний родственник вороны — завирушка альпийская, с которой неожиданно встретились альпинисты на склонах Гималаев на горе Эверест, поднявшись на высоту почти 6100 м, обитает на горных вершинах. Пустынный жаворонок уцелел в иссушенных песках Сахары, где температура поднимается выше 65° С и где он питается насекомыми и пьет капли росы среди скал и скудной растительности. Полярная овсянка строит свое гнездо при холодном солнце короткого арктического лета в 650 км от Северного полюса, а зимует не южнее Северной Европы и Америки. Черноголовая гаичка благополучно переносит зиму в Центральной Аляске, когда температура опускается ниже 10° С. Один из представителей семейства воробьиных — оляпка даже приспособилась к воде. Закрепляя свое право на участок быстрой горной речки, оляпка проводит большую часть своего дня, ныряя за пищей, гребя под водой своими крыльями и часто гнездясь за завесой водопада. Многие певчие птицы, такие, как полевые жаворонки, черные дрозды в Северной Америке и похожие на воробьев ткачики из Африки и Азии, приспособились к полям, равнинам, степям, саваннам и другим поросшим травой землям. Скворцы могут жить почти всюду, а вездесущие воробьи, привыкшие обитать вблизи жилья, прекрасно чувствуют себя в каньонах Манхэттена. Названия: утесные ласточки, побережные и болотные воробьи — дают четкое определение их особых мест проживания.

Но большинство воробьиных связаны с древесной растительностью. Они строят жилища в чащах, поросших кустарником и дубами, а также в густых тропических лесах, сопровождая свое занятие пением. В типичной лесистой местности птицы подразделяются по месту расположения, по разыскиванию пищи и часто — по гнездованию. Некоторым требуется верхний навес, другие занимают средние или более низкие места среди листвы, третьи предпочитают стволы, поросль и подножия деревьев. Известные так же как насестные птицы, воробьиные примечательны своими ногами. Каждая нога имеет три пальца, направленных вперед, и один — назад. Задний палец необычайно сильный и, соединяясь со средним, смыкается вокруг ветки, напоминая тиски. По-своему уникально приспособленные к древесной среде, как перепончатые ноги утки к воде, ноги певчих птиц действуют без какого-либо сознательного усилия, и моментально автоматически сжимаются, закрепляясь на ветке. Они удерживают такое положение даже во время сна. Для передвигающихся по деревьям певчих птиц функции пальцев в равной степени хороши для сидения на тростнике, заборах, проводах и даже стеблях травы.

У воробьиных есть некоторые отличительные особенности поведения, которые имеют очень немногие птицы других видов. Все певчие птицы рождаются слепыми, голыми и совершенно беспомощными, поэтому родители должны воспитывать их и заботиться о них до тех пор, пока они не начнут обеспечивать себя сами. В результате у певчих птиц выработалась сложная система инстинктивного родительского поведения, в которую входит все: от строительства гнезда до обучения птенцов добыванию пищи. Кроме того, у воробьиных широко раскрытые рты просящих есть птенцов — редкое исключение.

Такими же беззащитными, как и птенцы певчих птиц, бывают лишь детеныши высокоразвитых животных. Эта особенность вместе с понятливостью и умением, проявляющимися у многих воробьиных, особенно у ворон, показывает, что они почти несомненно самый недавно развитый отряд птиц. Они начали выбирать свой собственный самостоятельный эволюционный путь развития приблизительно 60 млн. лет назад — только вчера по сравнению с такими птицами, как водоплавающие, развитие которых началось приблизительно в 2 раза раньше. И эти весьма легко приспосабливающиеся живые существа все еще продолжают развиваться, гибко адаптируясь к изменениям пищи, жизненных условий в современном мире, что не удается так хорошо ни одной другой группе птиц.

Один из видов отряда воробьиных наглядно доказывает правильность дарвиновской теории. Речь идет об эволюции певчих птиц, позднее названных Дарвинскими вьюрками. Во время своего известного кругосветного путешествия великий натуралист остановился в сентябре 1835 года на Галапагосских островах в Тихом океане, чтобы исследовать флору и фауну в нескольких сотнях миль от побережья Эквадора. Там он описал тринадцать разновидностей певчих птиц, которые были удивительно похожи по оперению и телосложению и фактически имели только одно заметное различие: форму и размер клювов. Заключение было неизбежным: птицы должны были происходить от южноамериканских вьюрков, которые были занесены на эти острова во время шторма. Из-за ограниченности запасов пищи среди птиц развились новые виды, способные находить пропитание в самых разнообразных уголках островов. Их оперение со временем немного изменилось, но каждый вид совершенствовал клюв, чтобы приспособить его к своей пище. Это вызвало их разнообразие: от тупых клювов, подходящих для измельчения семян, до длинных, необходимых для выискивания насекомых в листве деревьев. Два вида приняли на себя даже роль дятла, но, не имея достаточно длинного языка, чтобы доставать личинки и насекомых, спрятавшихся в отверстиях древесных растений, они искусно научились использовать для извлечения их оттуда колючки кактусов.

В дополнение к этим ценным качествам большинство воробьиных — прекрасные пилоты. Некоторые из них каждый год совершают путешествия в несколько тысяч километров во время своих весенних и осенних перелетов. Как и у большинства птиц, каждая часть их тела приспособлена к полету. У них не только легкие и полые кости, но и обтекаемые тела, уменьшающие сопротивление воздуха, а сильные мускулы и главные органы сконцентрированы в туловище почти в центре тяжести. Крылья с минимальным количеством перьев, расположенные на легком скелете из полых костей, соединены сухожилиями с мышцами тела. Вся система — это чудо аэродинамики и предназначена для того, чтобы обеспечить подъемную силу в потоке воздуха. Чтобы собрать огромную энергию, требующуюся для полета, сердце, легкие и воздушные мешочки вокруг и внутри костей вместе с кровеносной системой работают для быстрого и эффективного снабжения кислородом и питательными веществами. Весьма важным для полета является чрезвычайно хорошо развитое зрение, приспособленное к быстрому переходу от прямого солнечного света к темной густой листве или к переключению зрения птицы от пристального рассматривания неба, на котором могут появиться хищники, до схватывания крошечного насекомого величиной в 2 см, пролетающего мимо. С таким удивительным устройством организма птицы достигают скорости полета, которая по сравнению с их маленькими размерами производит глубокое впечатление. Средняя скорость равна 32 км в час при соответствующих пяти взмахах крыльев в секунду. Такие птицы, как ласточки и скворцы, скользят между серией быстрых взмахов крыльев, а другие, как древесницы и красно-головые корольки, могут недолго парить на одном месте, как колибри.

Воробьиные поистине выделяются по разнообразию и сложности звуков, которые они издают. Можно утверждать, что они лучшие вокалисты не только среди птиц, но и среди людей, хотя человек, наполняющий свою музыку культурой и цивилизацией,— особый случай. Технически певчие птицы затмевают человека по диапазону и быстроте их пения. Неудивительно, что многие певчие птицы получили названия за свои голоса. Древесницы и кустарницы — наглядные названия для больших групп воробьиных. И конечно, это американский певчий воробей, певчий дрозд, певчий скворец, певчий медосос, музыкальный крапивник. Услышав в первый раз искусное пение крапивников на реке Амазонке, исследователь XIX века Генри Бейтс заметил следующее: «Когда уникальные звуки впервые проникают в ухо слушающего, он может подумать, что это голос человека. Вероятно, мелодичное пение служит музыкальным собратьям ободрением во время их поиска плодов в чащах лесов. Постепенно звуки становятся нежнее и жалобнее. Их звучание начинает напоминать маленькую флейту и в какой-то момент веришь, что слышишь игру на этом музыкальном инструменте».

Многие певчие птицы приобрели свои названия по тому, как люди описали издаваемые ими звуки. В Мексике певчая птица, которая часто и громко вещает хо-сей-ма-ри-я, широко известна как Хосе Мария. Некоторые другие заработали характерные названия благодаря своим голосовым особенностям. Кузнечиковый воробей издает дребезжащий звук, напоминающий стрекотание кузнечика. Кошачий шалашник реагирует на оклик длинными жалобными «мяу». Мелодичное пение певчих дроздов, обитающих в Гималаях, напоминает свист. Смеющиеся дрозды наполняют мрачные тиковые леса Бирмы такими раскатами зловещего смеха, что услышавшим это приходит на ум дать им новое название — «лешие, покрытые перьями».

Большинство звуков, издаваемых певчими птицами,— это короткие отрывистые сигналы. Певчий воробей, например, издает, по крайней мере, 24 таких звука. Эти звуки держат мигрирующие стаи вместе, сообщают о нахождении пищи, помогают найти друг друга в густой траве или среди листвы, ставят родителей в известность, что их птенцы проголодались или потерялись. Некоторые птицы таким образом предупреждают об опасности. Другие, попадая в лапы хищников на земле, сообщают об этом или, наоборот, при исчезновении какой-либо угрозы объявляют отбой. Такие сигналы тревоги часто понимают различные виды певчих птиц, находящиеся на одной территории, так что всем помогает предупреждение одной певчей.

Имея больше звуковых сигналов по количеству и вариантности, чем другие птицы, воробьиные достигают высшей степени музыкальности своих песен — по высоте, модуляции, продолжительности и сложности звуков, а также по богатству и красоте мелодий. Большинство знатоков пения птиц соглашаются, что самые прекрасные певцы — дрозды, в семейство которых входят не только певчие дрозды, но и соловьи, и американские малиновки. Многие крапивники также превосходные музыканты, как и некоторые воробьи. Профессиональному музыканту, чтобы задрожать от зависти, достаточно услышать выступления таких одаренных вокалистов. Иногда песня состоит из нескольких сотен отдельных звуков, создающих мотивы и музыкальные фразы. В целом исполнение занимает менее одной минуты. Американский певчий воробей издает от 15 до 17 звуков в секунду. Каждый звук совершенно верно переходит из одной тональности в другую. Сравнивать вокальные способности птицы и человека невозможно. Если бы оперное сопрано пело вместе с американским певчим воробьем, то для безупречного исполнения арии ему пришлось бы петь в 100 раз быстрее своего нормального темпа. Кроме того, американский певчий воробей может повторить свою арию в течение часа 200 раз. Рекорд исполнения песен, вероятно, одержан неутомимым красноглазым виреоном, который поет 22 тысячи раз в день.

С такой частотой повторения птицы поют только в начале выведения птенцов, обычно весной, и очень часто певцом является самец, претендующий на территорию. В это время года пение по интенсивности и мелодичности достигает максимума. У большинства воробьиных пик пения приходится на рассвет. В течение месяцев в этот час можно слышать птичий хор. Начиная петь приблизительно за час до восхода солнца, каждая птица присоединяет свой голос к возрастающей симфонии звуков как бы по очереди, следуя счету, который ведет крапивник, чтобы закончить мелодию точно за 21 минуту 55 секунд до появления солнца на горизонте. Несмотря на то что самец почти всегда выполняет лидирующую роль, иногда в дуэте к нему присоединяется самка. У некоторых крапивников такое совместное пение становится настолько слаженным, что слушатель иногда не в силах определить, какая из птиц поет, до тех пор, пока не окажется рядом с ними. В дополнение к этим ариям на восходе солнца певчие птицы издают звуки более слабые, подобные нежным мелодиям пар во время ухаживания или тихим мелодиям, которые мать иногда использует, чтобы накормить новорожденного птенца. Бывает, что птицы поют в любой час просто так, радуясь светлому солнечному дню. Есть такие моменты, когда родители приветствуют выход птенцов из гнезда спонтанным взрывом пения.

Некоторые воробьиные, используя свои голосовые возможности, имитируют пение других птиц. Кустарниковая камышевка имеет в репертуаре до сорока украденных мелодий в дополнение к своим; сойки и европейские горихвостки такие же талантливые певчие пираты. Другие подражатели не знают предела в птичьих песнях. Хохлатый жаворонок однажды так хорошо имитировал свист пастуха, что его собака отозвалась на четыре различных команды птицы быстрее, чем на команды своего хозяина. Австралийская птица лира воспроизводит крик сов, ржание лошадей, блеяние ягненка, подражает разным механическим звукам — скрежету пилы, звону колокола, гудку автомобиля. Пересмешник многоголосый повторяет кваканье лягушек, лай собак, стрекотание сверчка так же хорошо, как дребезжание колес или скрип несмазанных дверных петель. Один из таких мастеров подражания жалобно запел во время представления оперы Прокофьева «Петя и волк», проходившего на открытом воздухе в дипломатическом корпусе, и начал имитировать флейту, которая в опере должна была имитировать птичьи звуки.

К поразительному разнообразию подражаний одаренная птица бережно добавляет лирическое понижение голоса, которое доставляет величайшее удовольствие слушателю, особенно если до его уха неожиданно доходят звуки в уединенной дикой местности. Во время путешествия по долине реки индейцев могауков штата Нью-Йорк в 1830 году Джон Джеймс Одюбон, величайший художник и натуралист, описывал благозвучное пение красногрудого толстоноса: «Вечер был спокойный и прекрасный, а небо искрилось звездами... вдруг в мою душу ворвалась серенада красногрудой птицы — так глубоко, так сладко, так звучно в тишине ночи, что больше не хотелось спать. Никогда я не мог наслаждаться музыкой больше...»

 

Нравится
Категория: Птицы | Просмотров: 9416 | Добавил: gooogaa | Теги: певчие птицы, пение воробьиных, воробьинообразные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]